Строение органов и систем человека

Физиология и психофизиология памяти человека

Физиология и психофизиология памяти человекаПамять – это способность человека воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию из прошлого опыта. Как правило память формируется на основе воздействия прошлых факторов внешней среды. Благодаря памяти человек набирается опыта в жизни, роботе, общении, а также память в целом формирует поведение человека, его вкусы и предпочтения. С данной способностью связано обучение человека, возможность создания нового, что влияет на развитие науки, культуры, техники и истории всего человечества.

Память характеризуется следующими качествами:

  1. Скорость восприятия материала. На организм человека воздействую различные факторы внешней среды, которые дают толчок к формированию того или иного вида памяти.
  2. Объем материала. Человек способен тренировать память и тем самым запоминать большие объемы информаций.
  3. Способность сохранения информации. В зависимости от срока хранения информации выделяют три вида памяти: долговременную, когда воспоминания хранятся длительный срок, кратковременную и самопроизвольную. Считается, что человек живет в постоянно активной кратковременной памяти и только некоторые важные события или просто самопроизвольные моменты переходят в долговременную память.
  4. Способность воспроизведения информации. После формирования связей или следов памяти любая вещь, звук, свет, запах может найти отклик с прошлым пережитым опытом человека, вызывая воспоминания.

 

Согласно теории активной памяти вся информация, которая поступает к человеку сохраняется в памяти, однако человек не всегда может воспроизвести данную информацию, так как не активируется так называемый «след памяти» или энграмма. Память человека многогранна, поэтому выделяют в зависимости от различных факторов более 10 видов памяти – процедурную, логическую, произвольная, двигательная, эмоциональная, образная, эпизодическая, активная, рабочая. В формировании памяти человека принимают участие такие отделы коры головного мозга как фронтальная, теменная, височная, а также мозжечок, подкорковые узлы, ретикулярная формация и миндалины. За формирования образной памяти отвечает правое полушарие, левое же связано с процедурной памятью. Эмоциональная память больше связана с миндалинами. Эксперименты показали, что человек без миндалин или с нарушением их работы не способен воспринимать и узнавать эмоции на лице у собеседника.

Материальной основой памяти служит формирование связей между нейронами в различных отделах центральной нервной системы. Большое значение в формировании памяти играют химические вещества. К ним относят энкефалины, эндорфины и кальций. При воздействии на организм каких-либо факторов возбуждается парасимпатическая мембрана, которая начинает воздействовать на фермент аденилатциклозу, который в свою очередь воздействует на АТФ превращая его в циклическую АМФ при участии кальция. Следует отметить, что существует два вида памяти: кратковременная и долговременная память. Кратковременная память заключается в сохранении информации от долей секунд до десятков минут, стирается от различных воздействий на согласованную работу нейронов. Долговременная память, в отличии от кратковременной способна хранить информацию все время жизни человека и не зависит от внешних воздействий, которые стирают кратковременную память. Переход от кратковременной к долговременной памяти называется консолидацией и происхоит при определенных биохимических процессах. Материально сохранение информации в памяти происхоит за счет комбинации возбужденных нейронов в различных областях головного мозга. Созданиеп новых синаптических связей, либо изменения в уже имеющихся приводит к вырабатыванию новых реакций и их запоминанию. В ходе возбуждения нейронов на разных уровнях центральной нервной системы происходит активация биоситеза белков. При этом блокада такого синтеза не дает формироваться долговременной памяти. Функция такого синтеза заключается в фиксации нейронных сетей, создающих основу долговременной памяти.

Причины ухудшения памяти

Выделяют три основных категории причин ухудшения памяти у человека:

  1. Органические причины. К данной категории относят черепно-мозговые травмы, побочные эффекты от приема сильных лекарственных препаратов, генетическая предрасположенность к нарушениям работы головного мозга.
  2. Психические нарушения. Очень часто после получения травм головного мозга возникают психические нарушения влияющие на ухудшение памяти. Так, например, это может быть гипомнезия, различные виды амнезии или даже конфабуляции, криптомнезия, псевдореминисценции.
  3. Нездоровый образ жизни. В данную категорию стоит отнести злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами. Всем известно, что при систематическом употреблении и злоупотреблении данных продуктов происходят необратимые изменения в первую очередь в мозге человека. Это естественно касается памяти, так как разрываются созданные связи между отдельными фрагментами. Сначала человеку сложно вспомнить, что было с ним совсем недавно, даже минуту назад, а затем разрушаются связи в более весомых ранее воспоминаниях, когда человек не может вспомнить имени близких или адрес, где живет.

Кроме того, врачи настаивают, что для хорошей работы мозга нужно обеспечивать его белком, а именно употреблять в пищу мясо, молочные продукты и яйца, сочетать их с овощами. Прогулки на свежем воздухе и спорт обеспечивают насыщение мозга кислородом, что также отражается на памяти.

Нарушения памяти могут стать сигналом к тому, что у человека развивается тяжелое заболевание. К ним относят болезнь Альцгеймера, прогрессивная амнезия Рибо, болезнь Паркинсона или рассеянный склероз.

Как улучшить память?

Существуют целые техники и книги, описывающие те или иные методы, способы развития памяти, ее тренировки и расширении ее границ. Но все-таки не обязательно штудировать их все, достаточно выделить несколько наиболее эффективных и проверенных.

  1. Создание ассоциаций. Это наиболее простой, но верный способ запомнить информацию и быстро ее воспроизвести при необходимости. Так, важно связать между собой две вещи при помощи, звуков, созвучности слов, запахов, прошлого опыта. Данный способ стали активно использовать для изучения иностранных языков.
  2. Если человек напряженно не может что-то вспомнить, он должен отвлечься буквально на 5 минут на другое любое дело и после вернутся к решению предыдущей задачи. Память отреагирует молниеносно, выдав нужную информацию.
  3. Хорошо запомнить информацию поможет пересказ ее с использованием различных слов, построений предложении при сохранности логического смысла основного текста. А также объяснение данной информации своими словами без использования сложных терминов и фраз. Это поможет не только запомнить ту или иную информацию, но и способствует ее осознанию, пониманию.
  4. Задействовать несколько видов памяти одновременно. Чтобы что-то помнить хорошо и долго, можно записать это несколько раз, создать макет, нарисовать рисунок или просто вылепить из пластилина.